Петровская Ассамблея
«Понеже то уже и в традицию вошло, и сердцу государеву любо…»
В феврале 1997 г. приказом Министерства общего профессионального образования РФ Индустриально-педагогический колледж был переименован в Петровский колледж.
Почему наше учебное заведение назвали именно в честь царя-реформатора – точно уже, вероятно, никто не скажет. Думается, резонов было несколько: прежде всего, прямое указание на курс колледжа, взятый на использование инноваций в образовательном процессе, реформ и преобразований, по ассоциации с политикой Петра I, проводившего важнейшие изменения во всех сферах государственной и общественной жизни; во-вторых, стремление обучить специалистов высокого уровня, ничуть не уступающих в своем профессионализме европейцам; учитывалось и расположение: колледж находился в городе на Неве.
Положено было и начало новой традиции – отмечать день рождения колледжа «Петровской Ассамблеей». Она продолжает свое существование и до сих пор, хотя формы проведения, конечно, менялись.
Петровская Ассамблея не укладывается в общий ряд развлекательных мероприятий для студентов, несет на себе особую функцию.
Во-первых, отмечается день рождения колледжа, а, значит, подготовка к событию, так или иначе, является поводом оценить изменения, которые произошли в нашем учебном заведении за прошедший год, проанализировать намечающиеся тенденции развития, что-то скорректировать в своей работе. Поскольку ассамблея – первое серьезное мероприятие учебного года («День знаний» не в счет, подготовка к нему начинается еще в июне), именно она и становится экспериментальной площадкой, на которой реализуются, проверяются новые идеи, новые формы воспитательной работы со студентами.
Во-вторых, если продолжать проводить сопоставление с Петровскими реформами, то как создание ассамблей Петром I было связано с целенаправленным формированием новых культурно-досуговых традиций, позволяющих приобщать подданных к новым моделям жизни, так и в нашем случае устроители ассамблеи возлагают на нее параллельно с увеселительными функции воспитательные, обучающие, ставят целью выработку норм и навыков социально-культурной жизни.
Первые Ассамблеи проводились как яркие представления в костюмах петровской поры в актовом зале колледжа. Главный акцент тогда делался на приобщение к традициям, пробуждение интереса к истории своего Отечества, знакомство с правилами этикета, что тоже было актуально. Такая форма проведения удачно совпадала с модой на различного рода реконструкции, костюмированные балы и воспринималась студентами «на ура».
Потом, опять же в соответствии с «духом времени», Ассамблея стала проводиться в форме экономической игры, в которой одновременно принимал участие весь колледж. Печатались денежные знаки, так называемые «петровки», которые можно было выиграть, принимая участие в различных конкурсах или заработать во время проведения Ассамблеи.
Таких «коммерческих идей» было очень много. Например, студенты специальности «парикмахерское искусство и визаж» делали фантазийные прически из косичек, аквагрим. Другой группой было организовано «литературное кафе». Будущие юристы продавали сертификаты на право обладания участками на Луне. Девушки, ряженные в цветастые цыганские юбки, за «петровки» гадали на картах таро.
Петровская тема неизменно поддерживалась и подчеркивалась в ходе всего мероприятия. Все начиналось с художественной заставки и торжественного появления Петра I со свитой. «Царь» непременно обходил все аудитории, принимал участие во всех конкурсах, общался и фотографировался со студентами. В конце дня «местную валюту» можно было обменять на выпечку в столовой колледжа.
Для нас было важно предоставить студентам возможность в ходе деловой игры «примерить на себя рыночною экономику», самостоятельно оценить, насколько востребованы на рынке могут быть его навыки, умения, идеи, научиться делать бизнес-прогнозы. Очень радовало, когда студенты успешно применяли профессиональные знания, приобретенные в колледже.
Колледж расширялся, численность студентов возрастала год от года. Проводить «Петровскую Ассамблею» для всего колледжа в одном из корпусов в конечном итоге стало просто невозможно. Кроме того, к 2010 году в нашем учебном заведении действовало более 40 профессиональных клубов, студий и спортивных секций. Однако проводимые опросы показали, что многие студенты не только не определились с выбором, но были даже не знакомы с полным списком этих объединений. Размещение информации на портале и стендах было неэффективно.
В итоге возникла новая форма – презентация клубов. По сути, это была концертная программа, объединенная общей сюжетной линией.
Проходило мероприятие в ДК им. Газа. Неизменный царь Петр в сопровождении Екатерины и арапа совершали свое виртуальное путешествие, а студенты представляли деятельность своих клубов концертными номерами, видеороликами, презентациями, сценическими миниатюрами. В течение первых двух недель после Ассамблеи шла активная запись в клубы и секции новых студентов. Но в таком виде ассамблея долго не просуществовала. Во-первых, всем студентам хотелось большей вовлеченности в процесс, а во-вторых, уже и концертный зал дворца стал маловат для всех студентов.
Ассамблея была переведена в корпус на Курляндской улице. В качестве участников выступали студенты только 1-го курса. А в организации и проведении задействованы были студенты старших курсов. Таким образом, за годы учебы каждый студент имел возможность побывать и в той, и в другой роли. По форме ассамблея превратилась в масштабную игру по станциям, где каждый участник мог зайти в любой кабинет, оборудованный клубами и студиями, выполнить предлагаемые задания и получить награду. Царь Петр был представлен уже «в современной версии». Он общался с ребятами через телемост, связывающий два времени – XVIII и XXI век.
Конкурсы проводили представители клубов по интересам, студенты старших курсов. Вновь вошли в обращение «петровки». Но на них приобреталась сувенирная продукция с логотипом колледжа. Фирменный стиль вошел в моду. Студенты собирали ручки, бейсболки, тетради, обложки на студенческий билет, брелоки с логотипом… Многие стремились собрать полную коллекцию. «Сувенирка» стала желанным призом за победу в любых конкурсных программах, не только в «Петровской Ассамблее». Потом на продажу стали выноситься и изделия, созданные руками студентов. На вырученные «петровки» автор тоже мог приобрести что-то для себя.
Так изменения, происходящие в колледже, вносят свои коррективы в формы проведения, ставят перед организаторами новые задачи, но сама традиция отмечать день рождения колледжа «Петровской ассамблеей» существует уже более 20 лет и за эти годы не прерывалась ни разу.